ТЕХНОЛОГИИ

Тиснение

Тиснением называется вид нанесения рельефного изображения с помощью клише и фольги, под давлением или воздействием высокой температуры.

Этот вид нанесения изображения на рекламный сувенир осуществляют на открытках, фирменных бланках, приглашениях, буклетах и других подобных изделиях.

Основным материалом для метода тиснения используют бумагу или картон. Кроме них, довольно популярны такие виды материала, как кожа, кожзаменитель или полимерные материалы.

Дополнительных красок в процессе тиснения не требуется. Тисненый рельефный рисунок получается в цвет изделия. Но изредка используют фольгу – серебряную, золотую или просто цветную (красную, зеленую, синюю или желтую).

Есть два основных вида тиснения. Различают рельефное тиснение и тиснение фольгой. Причем первый вид тиснения делится еще надвое (конгревное> тиснение и блинтовое тиснение):

Конгревное тиснение применяется для придания изображению выпуклой формы, и может использоваться как с покрытием фольгой, так и без него – «слепой конгрев»;

При блинтовом тиснении изображение печатается обычным методом, но без окрашивания фольгой;

Тиснение фольгой представляет собой операцию нанесения блестящей металлической фольги, как для отдельных деталей изображения, так и для определенных областей;

Процесс тиснения происходит в несколько этапов:

1. Изготовление электронного макета;

2. Изготовление полимерного или металлического клише;

3. Обработка изделия.

Обработка происходит с помощью, в котором закрепляется клише, входящее в тесное соприкосновение в поверхностью изделия, при воздействии высокой температуры. Во время обработки, поверхность сувенирного изделия кратковременно нагревается и происходит изменение формы рельефа предмета в месте нанесения логотипа. Если при тиснении используется фольга, она оплавляется и оставляет на поверхности металлический оттиск.

Трансферная печать

На некоторые виды изделий, используемые в рекламных акциях, нельзя нанести логотип с помощью прямой трафаретной печати. В этом случае изображение наносится с помощью переводной (трансферной) печати, когда картинка сначала печатается на бумаге трафаретным способом, а затем переносится на поверхность изделия при помощи термопресса.

Существуют несколько видов трансферов:

  • на основе пластизольных красок,
  • флокированное изображение (бархатный рисунок),
  • металлизированная фольга и т.д.

Трафаретная печать

Шелкографией называют разновидность трафаретной печати, в которой в качестве формного материала используются специальные полиэфирные, полиамидные (нейлоновые) или металлические сетки частотой 4-200 нитей/см и толщиной примерно 18-200 мkм. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом. Для изготовления печатной формы может быть использован как сухой плёночный фотослой (капиллярная плёнка), так и жидкая фотоэмульсия, высушиваемая на сетке после нанесения. В обычном состоянии фотослой смывается водой. В подавляющем большинстве случаев экспонирование проводится контактным способом. После экспонирования УФ-излучением фотослой полимеризуется и перестаёт смываться водой, за исключением участков, не подвергшихся облучению (закрытые изображением позитива). Смытые участки сетки становятся печатающими элементами.

Печать соответствующими красками может проводиться практически по всем материалам — по бумаге, пластику, ПВХ, стеклу, керамике, металлам, тканям, коже и т. д. Краски могут различаться по типу связующего — водные, сольвентные (на основе растворителей), ультрафиолетового отверждения, пластизоли (требующие температурную фиксацию).

Шелкография также используется для печати деколей (переводных картинок на стекло или керамику) с последующим обжигом или без него, для нанесения стираемого («скретч») слоя для лотерейных билетов и карточек оплаты.

Своё название «шелкография» этот способ получил из-за патента процесса трафаретной печати, выданного в 1907 году под названием англ. Silk screen printing — «печать шелковым ситом». Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности.

Одной из особенностей шелкографии является возможность получать толстый красочный слой от 8 — 10 мкм до 1000 и более (для офсета красочный слой составляет 1-2 мкм) с впечатляющей укрывистостью и яркостью цвета. Также можно широко использовать спецэффекты — глиттеры (блёстки), объёмную печать, имитацию бархата или резины. Возможна как прямая печать непосредственно на запечатываемую поверхность, так и переводная (трансферная) на промежуточный носитель с последующим переносом на изделие.

Тампопечать

Эластичный промежуточный элемент, переносящий изображение (называемый «тампоном» или «роллером»), позволяет переносить изображение с печатных форм глубокой, плоской, высокой и трафаретной печати на поверхности практически любой формы. Чаще всего используют печатную форму с углублёнными элементами изображения на плоской пластине.

Современные типографии имеют возможность печатать на авторучках, зажигалках, брелоках, бутылочных пробках, крышках банок, одноразовой посуде, парфюмерной упаковке, видеокассетах, компакт-дисках, корпусах приборов, значках, теннисных мячах и т. д. и т. д.

Способ появился в Швейцарии, где им печатали циферблаты часов. Тогда в качестве элемента для переноса изображения использовали тампон из желатина. (На некоторых отечественных предприятиях до сих пор также применяют тампоны из желатино-глицериновой массы. Такие тампоны имеют низкие химическую устойчивость и механическую прочность, нестабильны по свойствам. Их тиражестойкость 1,5-2,0 тысячи оттисков.)

В середине 60-х годов ХХ века была создана первая машина тампонной печати с электрическим приводом. Вскоре появились тампоны из вулканизированного холодным способом силикона.

В настоящее время применяются тампоны из полиэфируретанов и силиконовых каучуков. Их тиражестойкость — несколько сотен тысяч оттисков.

Печать «по сырому» красками на растворителях (аналогично многоцветной трафаретной печати) позволяет наносить несколько красок. В настоящее время стала возможна растровая печать изображений хорошего качества.